Полезные статьи для школьников и их родителей

Развитие ребенка по месяцам до года

Развитие ребенка по месяцам до года

Первый год жизни ребенка – удивительное время. Практически каждая мама, с момента появления на свет первенца начинает следить и внимательно наблюдать, за малышом. Молодая мама изучает таблицы процентилей, справочники и газеты, чтобы узнать, нормально ли развивается ее ребенок. Когда поведение младенца немного отличается от того, что написано в «умных книгах», очень часто родители начинают паниковать. Необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и имеет свой темп психофизического развития. Тот факт, что младенец не развивается «по графику», не обязательно указывает на патологию.

Развитие новорожденного

Период внутриутробной жизни эффективно подготавливает ребенка к жизни вне материнского организма. Функциональная зрелость органов чувств и даже паттерны двигательного поведения (дыхательные движения, сосание пальца) являются основой для дальнейшего развития. Таким образом, новорожденный ребенок не совсем беспомощен. Психологи подчеркивают, что развитие ребенка происходит, по так называемым, критическим периодам.
Критический период - это особый период времени, в течение которого, организм чрезвычайно чувствителен к различным раздражителям. У организма могут быть периоды повышенной чувствительности к гормонам или химическим веществам, а также к словам, при изучении языка, или к визуальным стимулам, необходимым для нормального зрительного развития. Помимо сенсорных способностей и имитации (зеркальные нейроны), младенцы с рождения обладают необычным набором врожденных рефлексов, которые составляют биологическую платформу для последующего развития.
Некоторые рефлексы новорожденных:

  • Хватательный рефлекс заключается в том, что малыш рефлекторно схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
  • Тонико-шейный рефлекс заключается в том, что при повороте головы конечности выпрямляются в одну сторону и сокращаются в противоположную.
  • Рефлекс ходьбы. Когда ребенка держат вертикально на твердой поверхности, он двигает ногами, как будто идет самостоятельно.
  • Рефлекс Моро. При испуге, новорождённый резко отводит руки в стороны и открывает кулачки
  • Рефлекс Бабинского. Суть его заключается в том, что при раздражении подошвы, ребенок поднимает большой палец ноги вверх.

Есть также много рефлексов, которые действуют как «встроенные системы безопасности». Они помогают избежать громкого шума, света (зрачковый рефлекс) и болезненных раздражителей.
Все безусловные рефлексы имеют глубокий эволюционный смысл, поскольку эти способности очень адаптивны и способствуют выживанию.
Ниже, в сокращенном виде, представлены навыки, характерные для каждого месяца первого года жизни ребенка (усредненное изображение). Однако следует иметь в виду, что существуют значительные индивидуальные различия в темпах развития малышей, поэтому момент возникновения каждой реакции может варьироваться от случая к случаю.

Первый месяц жизни ребенка

  • Новорожденный ребенок реагирует на громкие и резкие звуки. Иногда, они могут вызвать испуг, а в последствии, плач. Также малыш различает почти все звуки человеческой речи.
  • Обычно ребенок затихает во время того, как кто-то берет его на руки.
  • Иногда издает рефлекторные крики, плач и жизненные звуки, например, чихание, фырканье.
  • Он узнает голос своей матери и может отличить его от голоса другого человека.
  • Поддерживается в сидячем положении, иногда поднимает голову.
  • В положении лежа неустойчиво поднимает голову.
  • Часто сводит руки и ноги.
  • Малыш фокусируется на человеческом лице.
  • Ребенок отслеживает (в пределах дуги 90 градусов) объекты, движущиеся в его поле зрения.
  • Умеет различать ароматы, предпочитает сладкий вкус.
  • Распознает запах грудного молока.
  • Устанавливается естественный режим деятельности, то есть сон и бодрствование.
  • Аккомодация и острота зрения ограничены. Цветовое зрение также развито слабо.

Второй месяц жизни ребенка

  • Ребенок осознанно улыбается.
  • Он может качаться из стороны в сторону.
  • Узнает мать
  • В положении лежа поднимает голову и, опираясь на руки, слегка отрывает грудь и, одновременно или поочередно, голову и ноги.
  • По сравнению с неонатальным периодом продлевается период бодрствования (меньше спит).
  • Ищет и поворачивается к источнику звука.
  • Плач приобретает другую интенсивность.
  • Он все больше наблюдает за предметами и людьми, следит за их движениями.
  • Реагирует мимикой на человеческий голос.
  • Начинается период воркования. Ребенок начинает издавать различные звуки.
  • Малыш начинает складывать ручки.
  • Он перекатывается из стороны в сторону.

Третий месяц жизни ребенка

  • Связь между ребенком и окружающими укрепляется.
  • Лежа на животе, держит голову поднятой.
  • В вертикальном положении крепко держит голову.
  • Он становится коммуникативным и выразительным, благодаря мимике и языку тела.
  • Крик и плач различаются по причине.
  • Наблюдает за удаляющимися объектами.
  • Он поворачивается туда, откуда доносятся звуки.
  • Различает интонацию голоса.
  • Подносит ступни ко рту.
  • При вертикальном положении, отталкивается ногами от поверхности.
  • Он тянется к игрушкам, висящим над кроваткой, и может удержать погремушку или игрушку в руке.

Четвертый месяц жизни ребенка

  • Ребенок может сидеть с небольшой опорой.
  • Лежа на животе, долго держит голову приподнятой, опирается на руки, грудь приподнимается на выпрямленных руках.
  • В положении лежа на спине, поворачивается на бок и переворачивается на живот.
  • Во время купания ударяет по воде руками.
  • Часто играет руками.
  • Он проявляет все больший интерес к своему окружению, оглядывается.
  • Поворачивает голову к говорящему.
  • Он хватает игрушки всей рукой. Обеими руками совершает симметричные движения к объекту. Также подносит игрушки ко рту, встряхивает погремушку.
  • Он различает известные голоса и лица.
  • Хохочет, смеется, начинает произносить простые слоги с протяжными звуками, похожими на гласные или согласные - издаваемые звуки представляют собой, нечто среднее между воркованием в состоянии удовлетворения и настоящей болтовней, и лепетом.

statyi35

Пятый месяц жизни ребенка

  • Он разговаривает сам с собой, сочетая гласные и согласные.
  • Поворачивает голову на звук.
  • Ему интересно свое окружение, он активен, счастлив, часто улыбается, кричит и смеется от радости, реже плачет.
  • Отличает друзей от незнакомцев.
  • Переворачивается с живота на спину и наоборот. Держась за ручки может самостоятельно принимать сидячее положение.
  • Он надежно удерживает голову в вертикальном положении и полностью контролирует движения головы.
  • Может сидеть, опираясь на подушки.
  • Лежа на животе, высоко поднимает голову. При этом, опираясь на руки, хорошо поднимает грудь.
  • Он живо и ритмично двигает руками и ногами.
  • Захватывает предметы всей рукой, за исключением большого пальца. Дотягивается до предмета одной рукой.
  • Не может удерживать два предмета одновременно.
  • Изменяет интонацию голоса. Ему нравятся мелодии и музыка.
  • Реагирует на свое отражение в зеркале.
  • Он опирается на подмышки и надежно удерживает ступни на земле.

Шестой месяц жизни ребенка

  • Первые зубы обычно появляются в шестимесячном возрасте.
  • Он свободно переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Реагирует на собственное имя.
  • Может взять в руки кружку. Стучит ложкой по столу.
  • Дотрагивается до мелких предметов одной рукой.
  • Он улыбается своему отражению в зеркале.
  • Пытается сам сесть, за что-то держась.
  • Он отличает лица известных людей от посторонних. Она опасается незнакомцев.
  • Всем телом наклоняется к интересному объекту.
  • Может держать по одному предмету в каждой руке, рассматривает его и перекладывает из рук в руки.
  • Он поворачивается к источникам тихого звука.
  • В положении лежа на спине, свободно освобождается от пеленки.
  • Следит за падающей игрушкой.
  • Он поет, повторяя ритмичные слоговые строки.
  • Кроме молока, ест полужидкие каши. Овощи и фрукты можно вводить постепенно.
  • На близких он реагирует улыбкой или смехом.
  • Лежа на спине, пытается засунуть ноги в рот.
  • В вертикальном положении он частично поддерживает вес тела.

Седьмой месяц жизни ребенка

  • Жестикулирует перед зеркалом.
  • Он сидит ровно и устойчиво, но самостоятельно сесть не может.
  • Ползет.
  • Болтает, многократно повторяя слоги, например, ма-ма-ма, ба-ба-ба, та-та-та.
  • Пытается пить из чашки.
  • При поддержке за подмышки, он переносит вес тела на ноги.
  • Он движется к игрушке.
  • Он перекладывает игрушку из рук в руки.
  • Он ищет спрятанную игрушку.
  • Он тянется за едой.
  • Его глаза следят за движущимися объектами.
  • Использует различные звуки, чтобы позвать родителя.

Восьмой месяц жизни ребенка

  • Издает четыре разных слога, например, ма-ма, да-да, пока-пока, ко-ко.
  • Пытается встать, держась за опору.
  • Ползет вперед, садится без всякой поддержки.
  • Он использует ножничный захват, то есть подводит большой палец к другим пальцам.
  • Хватает мелкие предметы.
  • В этом возрасте, становится заметно преимущество одной руки (латеральность полушарий головного мозга).
  • При поддержке за подмышки, надежно держится на ногах.
  • Он движется к игрушкам.
  • Понимает значение слова «нельзя», но может игнорировать его.
  • Когда хочет внимания, зовет родителя различными звуками.
  • Старается есть ложкой или пить из чашки.
  • Он боится незнакомцев и предпочитает присутствие матери.
  • Все, что он держит в руках, тянет в рот.

Девятый месяц жизни ребенка

  • Стоит у опоры, например, за ножку стола или верхнюю часть мебели. Он самостоятельно встает из положения сидя.
  • Активизирует лучезапястный сустав.
  • Он захватывает вещи кончиками пальцев, так называемый, захват щипцов.
  • Пользуется обеими руками, захватывает несколько предметов одновременно.
  • Ползет туда-сюда, крутится, движется к игрушкам.
  • Решительно и ясно выражает свои потребности и желания.
  • Любит смотреть красочные книги и картинки.
  • Может вынимать мелкие предметы из более крупных. Выбрасывает игрушки.
  • Самостоятельно садится.
  • Сидит очень устойчиво.
  • Повторяет сочетания согласных и гласных, увеличивается репертуар согласных.
  • Ребенок понимает значение определенных слов, например, до свидания.
  • Любит играть в прятки.
  • Ест все больше разнообразной еды. Начинает жевать более твердую пищу, например, макароны, яйца, печенье, хлеб.

Десятый месяц жизни ребенка

  • Любит прятаться, например, под пеленку, которую надевает на голову и охотно потом ее снимает.
  • Он может отличить одобрение от упрека.
  • Он стоит у опоры
  • Совершенствует захват предмета кончиками пальцев.
  • Напряженно болтает, привлекая к себе внимание.
  • Подражает и повторяет простые слоги.
  • Понимает просьбы, например, «Подай, принеси».
  • Смеется и открыт для известных людей.
  • Держится на расстоянии от посторонних.
  • Он ползет.
  • Делает первые шаги с опорой.
  • Он встает из положения сидя.

Одиннадцатый месяц жизни ребенка

  • В разговоре использует отдельные слоги.
  • Он реагирует на свое имя.
  • Он имитирует звуки, которые слышит.
  • Выполняет просьбы.
  • Понимает значение и произносит первые слова, например, папа, мама, баба.
  • Он повторяет действия, за которые его хвалили.
  • Он ловко ползает по дому.
  • Он все лучше координирует захват кончиками пальцев.
  • Он пьет из чашки и пытается есть ложкой.
  • Он ходит, держась за что-то или за руку взрослого.
  • Приседает за игрушкой, держась за мебель.
  • Любит бросать мелкие предметы в контейнеры и наоборот, разбрасывать их.
  • Нравится сносить постройки из игрушек.
  • Двенадцатый месяц жизни ребенка
  • Самостоятельно ходит или держась за руку взрослого.
  • У него выросло уже несколько зубов.
  • Он складывает игрушки в контейнеры.
  • Стоя, она наклоняется за игрушкой.
  • Начинает произносить новые слова. Он понимает гораздо больше, чем говорит.
  • Поднимает предмет по жесту.
  • Повторяет действие, которое заставляет смеяться взрослых.
  • Он сам кладет кусочки пищи в рот.
  • Он с удовольствием пьет из чашки и ест ложкой.
  • Услышав «Нельзя», он прекращает свою деятельность.
  • Использует предметы по назначению, например, прикладывает телефон к уху.
  • Существует четкая связь с родителями, которые дают чувство безопасности.
  • Может понимать просьбы, например, «Дай мне руку».

 

Нужно понимать и помнить, что каждый ребенок развивается по-своему, индивидуально. Некоторые дети начинают ходить быстрее, чем его сверстники, а другие начинают раньше разговаривать. Тот факт, что навык не был освоен в данный момент, вовсе не означает, что ребенок этому не научится вообще. Это говорит лишь о том, что его организм еще не готов к этому, что нужно дать ему еще немного времени. Может быть его нервные пути были слишком слабо миелинизированы, кости или мышцы слишком слабо развиты. Всему свое время. Самое важное - окружить ребенка заботой, поддержкой и любовью, а также стимулировать его развитие, не заставляя и не оказывая на него давления.

Добавить комментарий

Дорогие друзья, если Вы обнаружили ошибку в каком-либо задании или не нашли ответа, обязательно напишите нам об этом. Не забудьте указать номер данного задания и страницу, на которой оно находится, и мы в кратчайшие сроки все исправим. Сообщите нам, если Вы бы хотели видеть здесь определенный решебник, которого в настоящее время нет на этом сайте.

Все комментарии будут опубликованы только после проверки администратором. Все сообщения с оскорблениями будут удалены!

Готовые Домашние Задания на сайте Na-Urokah.ru