Малыш рождается и живет рядом с отцом и матерью 3 года, и в какой-то момент родители понимают: что-то они упустили… Но как же они могли допустить ошибки в воспитании своего крохи? Если бы они знали основные правила и главные моменты в развитии их чада, многих оплошностей можно было бы избежать.
Содержание
Что желательно знать и уметь ребенку в 3 года
Трехлетка – это уже личность, хоть и маленькая. Но зачастую родители многому не придают значения в обращении с ребенком, считая, что он еще слишком мал. И вскоре это может вылиться в значительные проблемы воспитания.
Обычно ребенок к 3-м годам привыкает к определенному режиму дня. Но к этому возрасту малыш уже начинает осознавать, что он может повлиять на ситуацию, и, конечно, попробует выразить протест. Чтобы избежать неприятных моментов в поведении ребенка, нужно как бы подготавливать его к следующему действию, например: «уложим кукол спать, а сами пойдем умываться».
Составляя режим дня трехлетки, нужно помнить, что ночью ему необходимо 10–11 часов сна, а дневной сон должен составлять минимум 1,5–2,5часа. Чтобы малыш не переутомился, активно бодрствовать ему нужно не больше, чем 6,5 часов.
Учитывая особенности нервной деятельности ребенка в этом возрасте, нужно помнить о том, что ему трудно перестраиваться от одного вида занятий к другому. Нет необходимости поторапливать его и требовать немедленно исполнить даже то, что необходимо. Иначе малыш может решить, что у него не получается все делать быстро, и он станет медлительным, «копушей».
Многим детям в 3 года очень трудно переносить ограничение движений, например, когда они чего-то ждут, или когда родители делают за них то, чего малыши не могут выполнить сами (одевание, вытирание после ванной и т. п.). Чтобы ребенку легче было переносить эти неприятные для него действия, чтобы у него не закрепились отрицательные эмоции по отношению к ним, его нужно постараться переключить, отвлечь, сделать это в форме игры.
Ребенок к трем годам уже многое способен делать сам не только со своими вещами, но и с предметами обихода, одеждой. Ему это очень интересно, у него появляется мотивация, чтобы довести дело до конца. Главное, проявить терпение, чтобы у малыша закрепилось стремление делать все самостоятельно, не боясь преодолевать трудности. Потому что, если в этот период становления самостоятельности взрослый начнет все делать за него, не давая ему свободы действий, то с возрастом ребенка очень трудно будет приучить к самостоятельности, чистоплотности, трудолюбию.
К трехлетнему возрасту ребенок уже вполне справится с расстегиванием пуговиц, с развязыванием шнурков на своей обуви, а также без труда снимет с себя одежду в правильном порядке и аккуратно сложит ее на стульчик.
Трехлетний малыш с интересом подражает людям, среди которых он живет: слова, поступки, выражение эмоций. Вот почему такое важное влияние на него оказывает семейный уклад, он формирует у ребенка привычки и характер, которые тот порой приносит во взрослую жизнь.
Обычно ребенок, наблюдая в течение своей трехлетней жизни поведение взрослых за столом, многому у них учится. И уже может промакивать губки бумажной или тканевой салфеткой, выходя из-за стола, задвигает стул на место, забавно подражая взрослым. Ну и, конечно, если в семье принято говорить слова благодарности после еды – малыш и это сможет применить.
К трехлетнему возрасту у ребенка прочно формируется навык использования горшка. Ему уже не так сложно контролировать свои потребности в туалете и заблаговременно предупреждать об этом взрослых.
У малыша также не вызывает особых трудностей помыть ручки после прогулки, после того, как он сходил в туалет и, разумеется, перед тем, как сесть за стол. Он усердно намыливает ручки мылом, тщательно смывает его, а затем старается насухо вытереться полотенцем.
К третьему году жизни активно развивается речь малыша, он начинает говорить полными предложениями, вполне способен рассказать о чем-то увиденном или пересказать услышанное, также может выучить небольшой стишок. Словарный запас к этому времени может составлять уже около 1500 слов. И кроха может владеть всеми частями речи.
Речь малыша развита настолько, что он может делать простые логические умозаключения по поводу увиденных или наблюдаемых им событий. Ребенок к трем годам очень привязан к родителям и другим родственникам, он начинает выражать свои чувства, такие как любовь, жалость, сопереживание. Общаясь со своими родными и друзьями, кроха получает огромное удовольствие и радость.
Очень важную роль в нормальном психическом становлении малыша играет его правильное физическое развитие.
Физическое развитие ребенка 3-х лет
Ребенок-трехлетка очень активен. Он любит много двигаться, не может усидеть на месте. К трем годам достижения малыша довольно ощутимы, он уже многое умеет:
- довольно уверенно ходит по разным типам поверхности: по тротуару, траве, камушкам, песку и т. п.;
- хорошо умеет взбираться по наклонной поверхности (горки, лестницы) и спускаться с них;
- умело переступает и перепрыгивает через препятствия, линии, может и спрыгнуть с небольшой высоты;
- смело ловит мяч двумя руками;
- с удовольствием катается на трехколесном велосипеде.
Правильному физическому и психическому развитию ребенка помогают активные игры на свежем воздухе, при этом одежда малыша не должна быть неудобной и тесной.
Если ребенок правильно формируется, это положительно влияет на его характер. Малыш начинает себя вести более уверенно, становится смелее, смышленее, но при этом проявляет больше упрямства, настойчивости.
Особенности воспитания ребёнка в 3 года
С появлением ребёнка в семье каждый родитель задумается о том, каким должен быть его ребёнок в будущем. Кем бы он хотел видеть ребёнка через пять, десять лет. Для каждого возраста характерно особое воспитание, благодаря родителям формируется характер и внутренний стержень ребёнка как личности.
С каждым годом по мере взросления маленького человека необходимо серьёзнее относится к нюансам воспитания. Родителям бывает сложно перебороть чувство любви и соблюдать воспитательные меры. Однако дисциплина очень необходима для того, чтобы ребёнок вырос неизбалованным и уважительно относился к родителям.
Важно донести до ребёнка такие простые истины: что такое хорошо, а что плохо. Самые основы всего, фундамент жизненной позиции закладывается именно родителями (начиная с глубокого детства) и продолжается до того момента, как у ребёнка появляются свои собственные дети. А также когда он уже делится своим опытом и вкладывает свои знания в воспитание маленького человека.
Не будем забегать так далеко в будущее и остановимся на том возрасте, который интересует сейчас на данный момент. Какой ребёнок сейчас?
В три года весь мир предстаёт для ребёнка неизведанным, но очень увлекательным. Ему всё интересно, он легко увлекается новым занятием и погружается в него со всей детской наивностью и отдачей. Но также быстро и теряет этот быстро разыгравшийся интерес.
Родитель может направить ребёнка в нужном направлении и ни в коем случае не настаивать на конкретном занятии. Это связано с тем, что в три года наблюдается проявление противоречий, и малыш может делать всё наоборот. Примером поведения, конечно, является поведение взрослых.
Ребёнок внимательно наблюдает за реакцией родителей на одни или иные жизненные ситуации. Он акцентирует внимание на выражении эмоций: пытается запомнить, как вы смеётесь, злитесь, радуетесь, проявляете свою любовь к членам семьи, заботу о домашних животных.
Взрослые должны помнить, что каждая ссора на глазах ребёнка откладывает в его памяти отпечаток. Повзрослев, на неосознанном уровне у него уже будет заложена модель поведения в конкретной ситуации. Нельзя прибегать к обману ребёнка, оправдывая это тем, что он еще совсем маленький и ничего не поймёт. Ребёнок очень хорошо уже всё осознаёт и воспринимает очень близко каждое сказанное ему слово.
Раскрыв обман, который может показаться взрослому человеку незначительным, ребёнок получает детскую обиду (и может даже травму). Он очень доверчив. Не нужно лишать ребёнка ощущения сказки и безоблачного детства. Он всё равно (как бы не оберегали родители) в своё время столкнётся с обманом и первыми разочарованиями. Родитель не может уберечь своего любимого сына или дочь от всего мира, но являясь самым близким человеком, может всегда служить ребёнку опорой и поддержкой.
Чтобы сформировать дисциплинированность, не обязательно прибегать к повышению голоса и проявлению физических наказаний. Этим можно добиться только эффекта раздражительности и враждебности.
Терпение и выдержка, а самое главное - мудрые и обдуманные решения, в каждой сложной ситуации будут самым верным ключом в воспитании ребёнка. Спокойным голосом, контролируя собственные эмоции, необходимо разговаривать как можно больше, объяснять ребёнку каждый поступок. Сейчас проблемой современного времени является то, что родители предпочитают живому общению просмотр мультипликационных фильмов либо занятие ребёнка какой-либо игрушкой.
Только живое общение предотвращает проблематичные модели поведения ребёнка. Только уделяя больше внимания и времени ребёнку, можно способствовать формированию и развитию разносторонней личности.
Питание детей 3 лет
Ребенок, который уже перестал быть младенцем, очень любознателен и уже достаточно развит, все-таки остается еще маленьким.
Замечательный возраст, когда ребенок уже твердо стоит на своих ногах, бегает, вполне осознанно играет, однако по-прежнему нуждается в опеке и внимании родителей. Именно в этом возрасте, когда ребенку уже доступна практически любая пища, родители должны обратить особое внимание на ее качество.
Питание детей в возрасте 3 лет должно быть очень хорошо сбалансированным, ведь именно в этот период есть риск начала хронических заболеваний, связанных с не достаточно развитой системой пищеварения, печени и поджелудочной железы.
Именно в этом возрасте еще идет формирование всех этих жизненно-важных систем детского организма, поэтому родителям нужно уделить особое внимание питанию ребенка.
Если ребенок не ходит в дошкольные учреждения, где проблемой питания детей занимаются профессиональные диетологи, родители должны сами составить правильный рацион для своего малыша. Кормление ребенка должно быть строго в определенное время и включать в себя все необходимые для этого возраста питательные вещества - углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
Питание детей 3 лет должно быть правильно распределено на 4 приема пищи. Не нужно допускать промежуточное питание, особенно сладости и жирные продукты. Ребенок в этом возрасте уже может употреблять в пищу почти все продукты, однако стоит избегать жирные сорта мяса, такие, например, как утка или гусь.
Детская еда не должна включать в себя острые приправы и консерванты - уксус, горчица, хрен. Жирную пищу нужно давать ребенку очень аккуратно, жир для детского организма необходим, однако не стоит им злоупотреблять. В вечерние часы давать ребенку жирную пищу не желательно.
Питание детей в возрасте 3 лет должно состоять из мясных, рыбных, фруктовый и овощных блюд. Ребенку можно давать жареную рыбу, тушеную говядину или мясо курицы. Обязательно давать ребенку побольше питья, так как маленький подвижный организм очень активно расходует запасы жидкости.
Бунт трехлетнего ребенка. Чем является кризис и как с ним бороться?
Бунт трехлетнего ребенка не является признаком его непростого характера, а естественный этап развития, на котором у ребенка начинают формироваться личность и социальные навыки. Роль родителей - мудро и терпеливо поддерживать этот процесс.
Периоды бунта у ребенка возникают многократно и неизбежны из-за установленных для него ограничений. Какие выводы сделает ребенок из столкновения ожиданий с реальностью, во многом зависит от отношения взрослых.
Что такое бунт трехлетнего ребенка.
Ребенок, который в первые месяцы жизни еще не понимает своей индивидуальности, начинает проявлять ее в возрасте 2-3 лет. Он выражает свою волю, хочет принимать решения, поэтому игнорирует приказы или яростно протестует против решений взрослых. Случаются истерики, во время которых ребенок выражает эмоции: кричит, топает, пинает, бросается на землю, разрушает предметы и даже нападает. Подобные ситуации - тяжелое испытание для молодых родителей. Необходимо не только терпеть разъяренного трехлетнего ребенка, но и справляться с собственным разочарованием и неудачами в воспитании, особенно когда истерика происходит в общественном месте – на глазах у осуждающих свидетелей.
Причины кризиса трехлетнего ребенка.
Почему трехлетний ребенок проявляет свою независимость так обременительно? Молодые родители приходят к выводу, что у ребенка дурной характер: злой, упрямый, неблагодарный. Тем временем ребенок проверяет их на выносливость. Трехлетний ребенок еще не способен мыслить на том уровне, который требуется для такого отношения. Бунтуя, он просто выражает свои эмоции. Взрослые обладают обширным концептуальным аппаратом, рядом средств, приобретенных в процессе социализации. С помощью них они выражают печаль или разочарование приемлемым для окружающей среды образом. Трехлетний ребенок впадает в истерику, потому что не может иначе среагировать.
На этом этапе развития ребенку приходится сталкиваться с рядом новых ситуаций. Причина стресса - сложность открываемого мира, такие события, как рождение братьев и сестер, посещение детского сада.
Как предотвратить симптомы бунта трехлетнего ребенка.
Не ждите от трехлетнего ребенка полного послушания - это несовместимо со спецификой этапа его развития. Вы можете предотвратить детские истерики, если действия будут учитывать основные потребности, возможности и ограничения маленького человека. Важно помнить, что для него мир полон новых раздражителей, которые с трудом обрабатываются незрелой нервной системой. Избавьте ребенка от излишних впечатлений, разберитесь в его усталости и создайте условия для частого отдыха.
У трехлетнего ребенка острая потребность в безопасности, чувство которой легко отнять, что приводит к всплеску негативных эмоций. Необходимо соблюдать определенный распорядок дня, ритуалы, организующие детский мир, правила, которые ему понятны.
Проблема многих родителей – непоследовательность в действиях. При отсутствии четко обозначенных границ, ребенок постоянно проверяет, где они находятся. Он гневается, когда не может получить то, что когда-то разрешали. Избегайте отклонений от правил. Объясняйте ребенку уникальность той или иной ситуации, если приходится правила нарушать.
Чтобы удовлетворить потребность ребенка в автономии и самоопределении, дайте ему определенный выбор. Позволить ему принять альтернативное решение: какое из двух блюд ему съесть на ужин. Тогда малыш охотнее выполняет обращенные к нему просьбы.
Чтобы убедить ребенка вести себя определенным образом, помните, что лучшая мотивация, по сравнению с увещеваниями или наказанием, - это соответствующая система поощрений, в иерархии которой игра с родителем самая ценная.
Как бороться с бунтом трехлетнего ребенка.
В кризисных ситуациях контролируйте свою нервозность - сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы смотреть с позиции взрослого, компетентного человека. Нервная реакция излишне возбуждает эмоции ребенка и выдает беспомощность родителей. Ребенок узнает, что через гнев он может влиять, привлечь внимание, достигать своих целей. Начинайте разговор только после того, как ребенок успокоится.
Прежде чем делать какие-либо выводы о поведении трехлетнего ребенка, подумайте, какова причина его агрессии. В случае переутомления достаточно объяснить, что он неправильно проявил свои эмоции, указать правильную реакцию. Если ребенок сознательно нарушил ранее установленные правила стоит показать ему - его действия имеют последствия. Применить справедливое, соответствующее возрасту и заранее определенное наказание. Помните, что вы не должны осуждать ребенка и говорить, что он плохой, а выговаривать ему за конкретное поведение. То, как вы говорите с ребенком, имеет огромное влияние на развитие его самооценки и самоуважения. Разумнее не обращать внимания на приступ гнева, переждать его и вести себя по-деловому.
Что делать если ребёнок 3 лет не хочет идти в детский сад?
Отсутствие желания ходить в детский сад возникает у детей разного возраста. Часто родители не придают этому значение, а зря. Если начать разбираться в проблеме, то решение всегда есть.
В чём причина отсутствия желания?
Ситуация если ребёнок только пошёл в детский сад и у него нет желания туда ходить, самая простая. Сложной считается, когда чадо ходило какое-то время, вдруг появляется паника, слёзы и истерика. Родители должны разобраться и решить проблему. С чего начать:
• Отношение педагога. Часто они меняют отношение к детям, причин к этому много – плохое настроение, есть любимцы. Узнать правду сложно, воспитатель не признаётся никогда. Один выход общение с ребёнком, это должны сделать как минимум 3 человека. Дети в младенческом возрасте не могут одно и то же (ложь) говорит разным людям. Исходя из полученной информации, потребуется пообщаться с педагогом дошкольного учреждения.
• Распри между детьми. Бывает, что отношения портятся, причин много, такая информация должна быть у воспитателя. Или тот же выход, разговор с чадом. Понять, кто обижает, не желает играть, обзывается.
• Нет настроения, болезнь. Такое случается, потому что любой ребёнок – это личность.
Выявив причину происходящего, следующий шаг решать проблему. Не всегда это сделать просто. Но поступая по-другому, можно прийти к нервному срыву малыша, его замкнутости, пассивности.
Как помочь ребёнку?
Когда родители серьёзно относятся к своим детям, постоянно с ними разговаривают, проблем не так много. Но в силу занятости родителей, проблему возникают. Без их решения может всё дойти до посещения врача-психолога, что делать:
• Во главе – разговоры. После выявления причины отказа посещать детский сад, принимается решения как быть. Ребёнку нужно объяснить, что воспитатель человек у него могут быть свои проблемы, его поведение изменится. Мама или папа с ней поговорят после такого убеждения, большая часть детей принимает помощь, и идёт в сад. Но обманывать нельзя, если пообещали разговор, он должен состояться. Когда информация будет на контроле педагога, то ребёнку будет проще.
• Когда обижают дети, придётся научить своё чадо давать сдачу или уходить в сторону от конфликта. Также проблему должна знать воспитатель, она будет контролировать игры, сообщать информацию. Можно поговорить с родителями обидчика, но не всегда они понимают.
• Плохое настроение. У детей в возрасте 3 лет происходит такое часто, тут нельзя решать задачу криками, ругать и наказывать. Стоит понять, помочь разобраться и принять верное решение.
Иногда может небольшой отдых дома принесёт пользу или даже активные выходные в парке. Часто родители относятся к детскому саду с негативом, что-то говорят, а малыши как губки впитывают и развивают в своём несформированном разуме такое же представление. По итогу у них пропадает желание туда ходить. Поэтому мама и папа должны давать только положительную информацию: в саду друзья, игры, спорт, весело. В итоге малышу станет там интересно, и проблем не будет возникать.